Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи?
Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами).
Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей:свет во откровение языком (Лк. 2: 30–31). Обычай этот укоренился на Западе.
Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними.
Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).
В Православной Церкви сохранился только «Чин благословения свещъ на Сретение Господне». В Требнике предписывается совершать его перед Царскими вратами «по часех, прежде начатия священныя Литургiи».
В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».
Принесенные в этот день домой сретенские свечи возжигают во время молитвы, как и другие свечи, освященные в иные дни.
Делая перевод, Симеон решил изменить смысл слов пророка о том, кто родит Мессию: вместо слова «Дева» (то есть непорочная девственница) написать «женщина». Во сне ему явился ангел, запретивший искажать текст. За сомнение в словах пророка Симеону было отказано в смерти, пока он не встретит Спасителя рода человеческого. Симеон вернулся из Египта в Иерусалим. Однажды ему пришло видение от Духа Святого, что на следующий день надо быть в Иерусалимском храме. Старец пришел к храму и увидел у входа Деву Марию и Иосифа. Святое семейство пришло в церковь с младенцем на сороковой день после рождения, чтобы посвятить первенца Богу. По закону Моисея так обязаны поступать родители всех первенцев в память об избавлении от смерти детей в Египте и освобождении еврейского народа от рабства. Жизнь младенца надо было выкупить, принеся в жертву голубя. Симеон, увидев младенца, по внушению свыше понял, кто перед ним. Он взял Иисуса на руки и произнес: «Ныне отпускаешь, Владыка, раба твоего по слову своему, ибо видели мои глаза спасение Твое, уготованное для всех людей». Вторым свидетелем сретения была Анна, верившая в пророчество о Спасителе.