Традиция создания христианских священных изображений восходит к первым временам существования Церкви.
Создавая их, Церковь чтила Бога, Его святых, важнейшие события ее истории. Во времена императора Льва Исавра и при его активном участии против святых образов развернулась борьба. Иконы подвергались уничтожению, а их защитники — гонениям. Движение против иконопочитания продолжалось до тех пор, пока стараниями императрицы Ирины и Патриарха Тарасия в 787 году в Никее не был созван VII Вселенский собор, утвердивший догмат об иконопочитании.
Но и позже иконоборцы продолжали нарушать внутрицерковный мир. В 842 году, после смерти гонителя святых икон императора Феофила, при его трехлетнем сыне Михаиле III, пребывавшем под опекой матери Феодоры, в Константинополе состоялся Поместный собор, на котором II Никейский собор 787 года был признан Вселенским По просьбе царицы Патриарх Мефодий и иные пастыри Церкви совершали в первую седмицу поста молебны о почившем императоре Феофиле. После усердных молитв Богу о восстановлении иконопочитания и поминальных о Феофиле отцы Церкви в присутствии царицы, царевича и множества народа в воскресный день совершили торжественный крестный ход. В этот день были произнесены слова благословения в адрес поборников и почитателей икон, в адрес же врагов была произнесена анафема.
Так ересь иконоборчества была окончательно побеждена, и в Церкви закончился период выработки христологического богословия, икона стала считаться последним зримым свидетельством реальности боговоплощения. Отмечать Торжество православия стали в первое воскресенье Великого поста.
К XI веку сложился особый чин Торжества православия. В богослужебных текстах произносится торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями, повторяются постановления семи Вселенских соборов, произносится анафема на тех, кто совершил тяжкие грехи перед Церковью, утверждается истинное прославление Бога. Чинопоследование этого богослужения со временем менялось, дополнялось новыми текстуальными вставками.