5 апреля - День памяти преподобного Никона Печерского.
Преподобный Никон Печерский – русский святой, игумен Киево-Печерского монастыря в 1078-88 годах, основатель монастыря во имя Пресвятой Богородицы на полуострове Тмутаракань недалеко от Керченского пролива, ученый и летописец.
О ранних годах жизни преподобного Никона ничего не известно. Впервые он упоминается как ученик преподобного Антония, основателя Киево-Печерского монастыря, к которому он пришел, будучи уже священником. Он занимался пострижением в монахи новоприбывших учеников Антония.
«Житие преподобного Никона» повествует о том, как он постриг в монахи любимых помощников киевского князя Изяслава – преподобных Варлаама и Ефрема. За этот поступок святой Никон навлек на себя гнев князя. Изяслав требовал отговорить их от жизни в монастыре, но святой, не смотря на угрозы, отказался выполнить приказ князя.
Из-за этого инцидента ему пришлось покинуть Киево-Печерский монастырь. Он отправился на полуостров Тмутаракань в пустынное место, где впоследствии основал монастырь. Нестор Летописец повествует о том, что после возвращения в Киево-Печерский монастырь он был с радостью принят игуменом Феодосием. Во время своего отсутствия Феодосий оставлял Никона за себя. Ему также было поручено поучение братии монастыря. Известно, что он занимался летописанием и переплетом книг. Исследователи предполагают, что Никон вел летопись, которая вошла в состав «Повести временных лет» Нестора Летописца.
Во время княжения Святослава в Киеве, преподобный Никон опять покидает Печеры и уходит в основанный им монастырь. Обратно он вернулся при игумене Стефане. После этого его избирают игуменом монастыря.
Скончался преподобный в глубокой старости и был погребен в Ближних пещерах преподобного Антония.
Интересные факты о Никоне Печерском
Советский историк М. К. Каргер считал преподобного Никона первым археологом Киева. Такое предположение он делал исходя из тех заметок, которые святой делал в своей летописи. Никон во время путешествий будто описывал расположение исторических объектов и собирал фольклорные данные, затем включая их в летопись. На основе этих заметок Каргер и другие археологи реконструировали модель Киева X—XI веков.
Академик Д.С. Лихачев считал, что заслуга Никона в летописании состоит в том, что, в отличие от летописцев предыдущих поколений, он подходил к делу как настоящий историк: Никон проверял истинность тех или иных свидетельств через другие источники, описывал несколько версий событий и так далее.