30 апреля наступает Великая (Страстная) Пятница
Самый скорбный день Страстной седмицы и во всем церковном календаре, так как в этот день вспоминаются Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа.
Это был последний день земной жизни Спасителя. В этот день Христос был окончательно осужден на смерть, пронес Свой крест до места казни, где и принял смерть за грехи всего человечества.
Осудив Спасителя на смерть, первосвященники и члены высшего суда Израиля – Синедриона, постарались снять с себя груз ответственности за убийство. Они отправили Его к представителю действовавшей тогда в Иудее римской власти прокуратору Понтию Пилату.
Не найдя вины в поступках Христа, римский ставленник направил Его к царю Ироду Антипе, номинально правившему тогда Галилеей. Ирод, прежде всего, жаждал от Спасителя чудес. Однако, ничего не дождавшись, Ирод вместе со своим двором насмеялся над Ним, обрядил в светлые одежды в знак невиновности и отправил назад.
Когда Спасителя вновь привели к римскому наместнику, Пилат объявил собравшейся толпе, что не находит никакой вины за Христом так же, как не нашел ее и царь Ирод. Он предложил наказать Господа, но потом отпустить – в честь праздника Пасхи. Однако толпа потребовала отпустить другого – разбойника Варавву.
Отданный на казнь Христос еще много пострадал. Поруганию, избиению и насмешкам Спасителя предали римские воины, которые должны были сопровождать Его на место казни. Возложив на голову Господа терновый венец, впивавшийся своими колючками в плоть, и дав Ему тяжелый крест – орудие казни, они вышли на путь к Голгофе. Пройдя до нее через городские Судные ворота, Спаситель прошел этот путь за всех людей.
На пути к месту казни Христа сопровождало множество людей, как Его врагов, так и друзей. Женщины рыдали, однако Спаситель сказал им, чтобы они плакали не о Нем, а о себе, предсказав будущее падение Иерусалима и всего Израиля.
Когда Господь совсем обессилел от тяжести креста и поруганий, римские солдаты вырвали из толпы одного человека – Симона Киринеянина, и заставили его некоторое время нести орудие казни.
На Голгофе вместе с Господом казнь на кресте ожидала еще двоих – преступников.
Руки и ноги Христа прибили к древу железными гвоздями, тем самым сбылось пророчество, которое предсказал царь-пророк Давид. Вместе с Господом были распяты и двое разбойников, и в этом также сбылось еще одно пророчество.
Когда Спасителя распинали, Он уже простил распинателей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).
Чтобы убедиться в смерти Распятого, один из воинов пронзил Его ребро, из которого вытекли кровь и вода, — по одному из толкований, символы будущих таинств Евхаристии и Крещения.
В момент, когда Христос испустил дух, небо померкло, в храме Иерусалима разодралась надвое завеса, камни раскололись, многие гробы открылись и из них вышли ожившие праведники. Так завершился путь страданий Спасителя.
Вечером после казни тело Христа отдали близким. После необходимого обряда умащения благовониями, тело Спасителя обвили в плащаницу и положили во гроб, высеченный в скале.
В Великую Пятницу во всех храмах пройдет одно из центральных событий этого богослужебного дня — вынос из алтаря на середину храма Плащаницы.
Плащаница — это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя Иисуса Христа.
Вынос Плащаницы совершается на вечерне Великой Субботы, в третий час дня Великой Пятницы Страстной седмицы — в час смерти Иисуса Христа на кресте (обычно служба начинается в 14.00).
Плащаницу выносят из алтаря и полагают в центре храма — во «гробе» — возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие.
Перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до Отдания Пасхи.