МЫ СЕГОДНЯ ПРАЗДНУЕМ

Память святых отцев VII Вселенского собора (787 г.), утвердивших иконопочитание.

Образы Христа, Богородицы, святых и священных событий появляются в христианстве во втором веке. К IV веку стены многих храмов были расписаны живописными изображениями. Однако, как известно, почитание икон в Церкви укоренялось не просто. В VIII-IX веках в Византии большое распространение получила ересь иконоборчества.

Ее приверженцы, среди которых были некоторые византийские императоры и даже патриархи, считали, что поклонение иконам нарушает вторую заповедь Моисея: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исх. 20: 4,5).

Отчасти ересь иконоборчества возникла как ответная реакция на крайности народного почитания икон, которое к тому времени отчасти начало впадать в суеверия — то есть совершенно неправильный выход из сложившейся неправильной ситуации. Тогда, например, получили распространение обычаи брать иконы в восприемники детям, примешивать краску с икон в евхаристическое вино, и т.д.

Иконоборцы свою борьбу с иконами аргументировали тем, что нельзя поклоняться «рукотворным вещам». В ходе же богословских споров на эти темы защитниками иконопочитания было сформулировано, что иконам следует поклоняться, но не служить им, потому что служение приличествует только Богу: «Поклоняться можно и не Богу, потому что поклонение есть выражение почтения, служить же нельзя никому, кроме Бога». Так же поклоняются Кресту и Евангелию, и прочим святыням, но не служат им.

В 754 году был проведен иконоборческий собор, который осудил почитание икон и анафематствовал сторонников иконопочитания, в числе которых был, например, преподобный Иоанн Дамаскин. Этот собор претендовал на статус вселенского, позже его решения были отвергнуты Церковью. Состоявшийся в 787 году Седьмой Вселенский Собор утвердил догмат иконопочитания. Традиционно он именуется «Собором 350 отцов» — столько в нем участвовало епископов, пресвитеров, диаконов, монашествующих.